Чиновники не знают, что делать с торговой площадкой Сбербанка и компании «Русский ювелир»
Минфин и Минэкономразвития не берут ответственность за продление соглашения с нейКрупнейшая в России приватизационная торговая площадка «Российский аукционный дом» (РАД) не прошла технический аудит в Минэкономразвития и министерство не заключило с ней соглашение, сообщили «Ведомостям» два федеральных чиновника и топ-менеджер одной из торговых площадок.
Срок предыдущего истек еще 31 декабря 2017 г., сказано в письме РАДа премьеру Дмитрию Медведеву («Ведомости» ознакомились с перепиской чиновников, подлинность подтвердил федеральный чиновник). А оно по закону необходимо площадкам, где проводятся госзакупки.
С апреля 2017 г. за закупки отвечает Минфин, он решать проблему отказался: продлить соглашение должно то же министерство, пишет министр финансов Антон Силуанов министру экономического развития Максиму Орешкину. Минэкономразвития считает, что оснований продлевать соглашение нет – площадка не прошла аттестацию в 2017 г., передает его позицию в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову министр Силуанов. В Минфине предложили задавать вопросы Минэкономразвития, представитель Минэкономразвития отказался отвечать.
Площадка получила право проводить госзакупки в конце 2016 г. – правительство утвердило список из шести площадок, пять из них работали с госзакупками и прежде, – и Минэкономразвития заключило с ней соглашение. Но с пятью другими площадками соглашение было трехсторонним, участвовала еще и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), писал Орешкину руководитель ФАС Игорь Артемьев. К декабрю площадка не прошла отбор, проверку ФСБ и ФСТЭК на безопасность программ для госзакупок, технический и юридический аудит, проверку подключения к системе «Независимый регистратор», перечислял Артемьев.
Большинство проблем удалось решить, уверяет представитель площадки. Но пройти технический аудит площадке не удалось, поэтому соглашение с ней и не продлено, писал гендиректор РАДа Андрей Степаненко премьеру Медведеву.
Владельцы РАДа, по данным СПАРК, «Русский ювелир» – 51%, Сбербанк – 25%, фонд имущества Санкт-Петербурга – 15%, «Сбербанк-АСТ» – 8%. Торги на РАДе проводят МИД, Совет Федерации, госорганы и учреждения энергетического комплекса, писал Степаненко. РАД – официальный продавец недвижимости Московской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Нижнего Новгорода, Ярославля, частично Москвы, сказал Степаненко «Ведомостям». Обращения в Минфин и Минэкономразвития успеха не имели, жаловался он в письме.
Медведев поручил Орешкину доложить о судьбе соглашения, а Шувалов 7 марта поручил Минфину и Минэкономразвития за неделю заключить соглашение с РАДом, позволив площадке пройти техническую аттестацию до 1 мая, но поручение не исполнено, знают два собеседника «Ведомостей». Чтобы выполнить правительственное соглашение с РАДом, Минфин выдвинул двух кандидатов в межведомственную рабочую группу – но решение о ее создании должно принять Минэкономразвития, пояснил федеральный чиновник. Представитель секретариата Шувалова от комментариев отказался.
Пока площадка работает, как прежде, – на ней проходят госзакупки (26,4 млрд руб. с конца прошлого года), через нее продается госимущество (224 млрд руб. за все время), сказал представитель компании «Ведомостям».
РАД рассчитывает подписать соглашение в ближайшее время, торги на площадке легитимны, заверил Степаненко. ФАС не согласна: госзакупки на РАДе носят неопределенный правовой характер, писал Артемьев Орешкину. Представитель ФАС не ответил на вопросы «Ведомостей».
С июля все площадки станут универсальными, новый отбор будет в июне. РАД добивается соглашения, потому что иначе непонятно, получит ли приглашение на новый отбор, говорит чиновник. Всем требованиям площадка соответствует, говорит ее представитель.
Но пока без соглашения организовывать торги РАД не вправе, говорит советник бюро «Линия права» Алексей Костоваров, регулятор мог бы поставить вопрос о прекращении деятельности площадки. РАД отобран и включен в перечень, остальные нормативные акты имеют меньшую силу по сравнению с распоряжением правительства, не согласна с ним партнер компании «Яковлев и партнеры» Екатерина Смирнова. Суд может признать сделку на площадке незаключенной, по закону признаются только аукционы на площадках, прошедших отбор, но такие споры точно не будут массовыми, уверен Костоваров.